С миру по нитке — в кафе веранда
Никита Щуренков о развитии общепита через краудфандинг
Газета «Коммерсантъ» №93 от 02.06.2021, стр. 7
Пытаясь конкурировать на насыщенном рынке общепита Москвы, несетевые заведения открыли для себя новый инструмент привлечения средств — краудфандинг. Этой весной на популярных платформах сбора денег было объявлено как минимум о трех таких кампаниях. Так, бар «Сюр» решил собрать 1 млн руб. на ремонт подвала в еще не открывшемся кафе, а «Кооператив черный» — на строительство цеха для обжарки кофе. Бар «Винил и вино» призывает своих завсегдатаев потратиться на стеклянный купол, который по плану облагородит прилегающий к заведению внутренний двор.
Независимые проекты на рынке общепита часто не могут получить обещанные властями в кризис льготные кредиты.
Как недавно объяснял мне один из рестораторов, владельцам этих заведений не всегда хватает финансовой грамотности: «Некоторые составляют такие бизнес-планы, что ни один банк не согласится кредитовать проект».
В отличие от денег инвесторов и банковских займов сбор средств через специальные площадки больше похож на спонсорство. Взамен рестораторы предлагают благотворителям в зависимости от размера взноса памятные футболки, кофе, книги, сертификаты, приглашение на «секретную» вечеринку, абонемент на несколько обедов, бокал вина в день на протяжении года…
Мода на частные пожертвования и желание иметь в городе приятное место для встреч с единомышленниками вызывает отклик в сердцах с переменным успехом.
Один из проектов уже собрал недостающую сумму, у других кампания проходит не столь успешно. Впрочем, российские рестораторы только осознают силу инструмента и будут в ближайшее время активно его использовать, говорят в профильной Ассоциации операторов инвестиционных платформ. Там полагают, что краудфандинг — это не только сбор средств, но и возможность привлечь к себе внимание, что уже достаточно активно применяется за рубежом.
В Великобритании, скажем, рестораторы давно пользуются краудфандинговыми платформами для открытия новых точек или развития существующих. Показательный пример — английский шеф-повар Гэри Ашер, который, собрав на открытие первой точки £103 тыс., затем построил на краудфандинговых проектах целую империю, о которой еще в 2017 году писала The Guardian.
В отличие от британского рынка общепита, где из-за высокой конкуренции в сегменте краудфандинга мелким игрокам уже не просто собрать нужную сумму, для российских рестораторов это окно возможностей еще открыто.
Вопрос только, насколько долго оно таковым останется и кто успеет инструментом воспользоваться. Специалисты по краудфандингу рассказывают, что в западных странах конкуренция «все быстро расставляет на места» и в итоге больше всего денег собирают известные бренды. Хотя они, как правило, могут привлечь деньги и классическими способами.