Любовь найдется в суде
Правообладатель бренда «Love is…» судится с певицей
Газета «Коммерсантъ» №112 от 01.07.2021, стр. 7
Обладатель прав на бренд «Love is…», голландская Minikim Holland B.V., подала иск к певице Елене Темниковой. Она якобы незаконно использовала изображения с «Love is…» на обложке своего сингла. Это первый иск компании в России, на одном из основных рынков сбыта ее лицензий. Убытки Minikim от пиратства эксперты оценивают в десятки миллионов рублей. Чаще всего персонажей бренда незаконно используют во время гендерных праздников и 14 февраля, и правообладатель готовит крупную судебную кампанию.
“Ъ” ознакомился с исковым заявлением голландской Minikim Holland B.V., владеющей правами на изображения с «Love is…», к ИП Темникова Е. В. Истец пишет, что певица Елена Темникова без разрешения использовала изображения с «Love is…» на обложке сингла «Как на фантиках Love is» и продавала на своем сайте футболки с персонажами комиксов с вкладышей от этой жвачки. Иск подан 30 июня в арбитражный суд Омской области и пока не зарегистрирован.
Комиксы «Love is…» придумала новозеландская художница-мультипликатор Ким Касали в 1960-х годах. Minikim Holland B.V. принадлежит ее детям. С 1990-х в России популярна жвачка с вкладышами «Love is…», которую производит турецкий завод Dandy Saki, принадлежащий американской Kraft Foods.
Правообладатель требует с певицы 3 млн руб. Сумма рассчитана исходя из стоимости контрактов на использование «Love is…», то есть представляет собой потенциально понесенные брендом убытки. На обложке сингла, доступного в приложениях Apple Music и на «Яндекс.Музыке», действительно использованы изображения персонажей, похожих на героев «Love is…», но футболки с такими изображениями на сайте певицы уже недоступны.
Футболки пропали с сайта после досудебных претензий, но певица проигнорировала требование о покупке лицензии, поэтому компания подала иск, объяснил “Ъ” представляющий интересы истца гендиректор Semenov & Pevzner Роман Лукьянов. По его словам, это первый иск Minikim Holland B.V. о защите прав на бренд в России: в последнее время число нарушений стало сильно отражаться на доходах от продажи лицензий в стране. Будут подаваться иски и к другим нарушителям, заверил юрист. «Мы не получали исковое заявление»,— заявила “Ъ” представитель Елены Темниковой, отказавшись от других комментариев.
Гендиректор агентства Megalicense (управляет развитием бренда «Love is…» в России) Захар Назаренко называет бренд одним из самых популярных среди пиратов в России и оценивает убытки в десятки миллионов рублей в год. Особенно часто образы из комиксов используются во время гендерных праздников и 14 февраля, добавил господин Назаренко. Если в мире «Love is…» — это комиксы, то в России бренд ассоциируется со жвачкой и популярен среди поколения 1990-х, для него это один из основных рынков сбыта, подчеркивает топ-менеджер.
Шансы истца на успех высоки, если будет доказано, что рисунки распространялись ответчиком практически без изменений, отмечает патентный поверенный агентства «Бутенко и партнеры» Светлана Бутенко. В то же время управляющий партнер «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков говорит, что товарный знак «Love is…» не зарегистрирован для услуг по организации концертов, поэтому взыскание из-за использования изображений на обложке сингла маловероятно.
Иностранные правообладатели активизировались в российских судах в последние несколько лет, отмечает Роман Лукьянов. Это всего лишь «проба сил, знакомство с особенностями российских судебных процедур», считает руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Василий Зуев. Росту активности, по его мнению, способствуют, например, дела Angry Birds. Владелец прав на игру финская Rovio Entertainment Corporation судится с маркетплейсом Wildberries (см. “Ъ” от 26 апреля). Поводом для претензий стали товары с изображением птиц — героев видеоигры Angry Birds, которые продаются на площадке.