Nokia ударит патентом
Компания добивается запрета на продажу в России модели Oppo
Газета «Коммерсантъ» №124/П от 19.07.2021, стр. 10
Структура финской Nokia добивается через суд запрета на продажу в России одной из моделей бренда смартфонов Oppo за патентные нарушения. Соответчиком по иску выступает один из крупнейших по выручке ритейлер техники и электроники DNS. По словам экспертов, такие претензии редки для российского рынка, а требование запретить продажу одной модели может оказаться только началом более глобального разбирательства.
“Ъ” обнаружил в картотеке арбитражных дел, что компания Nokia Technologies Oy, структура финской Nokia Corporation, подала иск к ООО «ДС Коммьюникейшн» и ООО «ДНС Ритейл» с требованием запретить продажу в России смартфонов модели Oppo Reno 5. Арбитражный суд Москвы принял иск к производству 9 июля, первое заседание по нему назначено на 6 декабря.
Как следует из материалов суда, претензия касается использования в модели изобретений по двум патентам. Согласно доступным рефератам изобретений, первый патент касается технологии, позволяющей предоставлять услугу связи беспрерывно, например, в момент, когда устройство абонента подключается от одной базовой станции к другой. Второй патент касается быстрого доступа к функциям устройства через сенсорный жест. Патенты принадлежат Nokia и действуют с 2004 и 2012 годов соответственно. В Nokia не ответили на запрос. Представитель Oppo в России и президент группы DNS Дмитрий Алексеев не предоставили комментарии.
По данным «Спарк-Интерфакс», на ООО «ДС Коммьюникейшн» в России записаны сертификаты соответствия на десятки устройств Oppo. Этот бренд наряду с Realme и Vivo принадлежит китайскому холдингу BBK Electronics. В штуках по итогам первого квартала на три бренда, по данным «М.Видео-Эльдорадо», пришлось 6,3% продаж смартфонов в России.
Nokia уже подала несколько исков к Oppo в европейских и азиатских странах.
Об этом 8 июля сообщил автор блога FOSS Patents Флориан Мюллер. В 2018 году Nokia и Oppo заключили патентное лицензионное соглашение, но оно истекло. По итогам новых переговоров Oppo отказалась его продлевать, утверждает Флориан Мюллер со ссылкой на позицию Nokia.
У Nokia внушительный патентный портфель, на котором компания и зарабатывает, объясняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Патентные разбирательства у производителей мобильных устройств происходят по всему миру, но для России такие случаи довольно редки»,— отмечает он. Шансы Nokia на успех в суде, по его мнению, большие, а в случае удовлетворения требований ответчиков могут обязать выплатить штраф за каждое проданное устройство. Аналитик полагает, что претензии по одной конкретной модели могут быть «пробным камнем» для более глобального разбирательства.
Если это международный конфликт, Nokia принципиально обозначить его и в РФ, объясняет зампред комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. «Возможно, ответчик попробует доказать, что патенты неохраноспособны, если охраняют что-то известное и повсеместное. С другой стороны, если для истца это глобальная кампания, то он наверняка уверен, что патенты устоят»,— не исключает Анатолий Семенов. По российскому законодательству максимальная компенсация за патентные нарушения составляет 5 млн руб., а вот убытки патентодержателя доказать существенно сложнее, отмечает он.
Юристы допускают, что разбирательство Nokia и Oppo окончится мировым соглашением.
«С точки зрения бизнеса Nokia выгоднее возобновить лицензию, принудить к этому Oppo. Думаю, что модель, которая является предметом иска, достаточно популярная, чтобы Oppo задумалась о мировом соглашении»,— считает партнер юридической фирмы «Косенков и Суворов» Константин Суворов.
Риски ритейлера в споре выражены в экономических потерях, если он ввез товар в Россию, но не сможет его реализовывать, отмечает руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин. Ритейлер оказывается заложником спора двух производителей, добавляет Константин Суворов. По его мнению, DNS лучше прекратить продажи и вернуть товар поставщику, чтобы не принимать на себя риски возмещения убытков или компенсации в будущем.