Египет достался «России»
Другие авиакомпании бьются за перспективное направление
Туроператоры и перевозчики рассчитывают, что авиавласти уже в ближайшие дни разрешат увеличить число рейсов из РФ в Хургаду и Шарм-эш-Шейх. Пока все разрешенные квоты на пять рейсов в неделю в каждом направлении получила «Россия». В августе авиакомпания сможет перевезти менее 17 тыс. человек. Туроператоры, недовольные тем, что в результате доступ к египетским курортам получит только работающий с «Россией» «Библио-глобус», жалуются премьеру Михаилу Мишустину.
По данным “Ъ”, 30 июля состоится заседание межведомственной комиссии по распределению допусков на полеты, в том числе, возможно, в Египет, голосование, согласно регламенту, продлится три дня. Авиакомпании и туроператоры надеются, что до конца недели оперштаб правительства по коронавирусу объявит об увеличении числа рейсов на курорты страны. Хотя полеты в Хургаду и Шарм-эш-Шейх были разрешены 23 июля, речь идет всего о пяти рейсах в неделю и 29 июля все разрешения получила «Россия», входящая в группу «Аэрофлот»,— как имевшая допуски еще до остановки сообщения в 2015 году. Допуски были и у «Ямала», но их срок истек, пояснил источник “Ъ” в Минтрансе.
Заявки на полеты в Египет, судя по материалам Росавиации, подали девять авиакомпаний, среди которых «Уральские авиалинии», AzurAir, RoyalFight и Smartavia. Большинство из них, в том числе «Россия», просят разрешения на полеты из региональных аэропортов.
На рейсы из Москвы, согласно списку, претендуют S7, Smartavia, «Якутия», «Уральские авиалинии» и AzurAir. «Победа» хочет получить «административное разрешение» — временную форму допуска, которая не относится к формальной процедуре по регулярным и чартерным рейсам.
Несколько источников “Ъ” говорят, что даже в случае получения допусков, компании, вероятно, не приступят к полетам до начала осени. Некоторые, например Red Wings, не подавали заявки на регулярные рейсы в расчете на снятие ограничений и запуск чартеров через несколько месяцев. «Египет — единственное массовое зимнее направление, это зимний аналог Турции. Для удовлетворения спроса россиян в высокий сезон (конец осени, зима) необходимы десятки рейсов в неделю только из Москвы как в Хургаду, так и в Шарм-эш-Шейх»,— говорят в Red Wings.
В «России» “Ъ” сообщили, что готовы начать полеты из Москвы с 9 августа. Перевозчик поставит на рейсы два Boeing 747, рассчитанных на 522 кресла. Таким образом, в течение августа компания сможет перевезти чуть менее 17 тыс. пассажиров.
Туроператоры недовольны ситуацией. Российский союз туриндустрии (РСТ) 28 июля написал премьеру Михаилу Мишустину, подчеркнув, что отправлять клиентов в Египет сможет только один туроператор — сотрудничающий с «Россией» «Библио-глобус».
По мнению РСТ, речь идет о нарушении антимонопольного законодательства, которое негативно скажется на стоимости туров. В аппарате премьера говорят, что письмо пока не поступало.
В «Библио-глобусе» на вопросы “Ъ” оперативно не ответили. Однако на сайте туроператора уже появились туры в Египет с прямой перевозкой на курорты с 9 августа стоимостью от 39,5 тыс. руб. на человека. По словам собеседника “Ъ” на туристическом рынке, определенные на Египет самолеты «России» находятся в «мокром» лизинге «Библио-глобуса»: «Речь идет об эксклюзивном контракте, заключенном еще во времена «Трансаэро» (после банкротства которой «Россия» получила эти самолеты.— “Ъ”)».
Представитель РСТ Ирина Тюрина полагает, что «Россия» вряд ли будет сотрудничать по Египту с другими туроператорами: «Если загрузку обеспечивает одна компания, в этом просто нет смысла». Эксперт предполагает, что билетов на рейсы может не быть и в открытой продаже. До остановки полетов, отмечает она, число рейсов в Египет достигало 150 в неделю.
Директор по маркетингу Travelata.ru Олег Козырев говорит, что увеличение числа запросов на туры в Египет заметно уже сейчас: количество поисков примерно в два раза превосходит аналогичные цифры по другим открытым направлениям. Чаще всего пользователи интересуются поездками в августе-сентябре. Представитель Национальной сети туристических агентств Игорь Блинов отмечает, что сейчас размещение на двоих в пятизвездном отеле в Египте стоит 80–100 тыс. на неделю, с учетом перевозки к сумме добавляется еще 40–50 тыс. руб. Чартерные программы, по оценкам эксперта, могли бы снизить стоимость такого тура на 30%.