ФАС вышла за продуктами
Служба проверит крупнейшие сети на ценовой сговор
«Коммерсантъ» от 13.08.2021, 14:15
(обновлено в 14:54)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала внеплановые проверки в отношении крупнейших продуктовых сетей — «Пятерочки», «Перекрестка», «Магнита» и «Ленты» на предмет ценового сговора, в том числе в отношении социально значимых продуктов. Вопрос будет сегодня обсуждаться с сетями на совещании, а проверки ФАС могут затронуть и поставщиков. Эксперты указывают, что крупнейшие сети, напротив, заинтересованы в сдерживании цен, а упоминание публичных компаний в контексте сговора может ухудшить их восприятие у инвесторов.
ФАС России начала внеплановые выездные проверки в отношении Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), сетей «Лента» и «Магнит» на предмет сговора, последствием которого может являться рост и поддержание цен, сообщила служба в пятницу. Проверки проходят в связи с поступающими обращениями с информацией о росте цен в федеральных сетях, а также с целью недопущения необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров, уточняет ФАС.
Служба проведет оценку ценообразования, а также изучит причины возможного необоснованного повышения цен. При наличии нарушений будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, а компаниям может грозить оборотный штраф до 15% годовой выручки. Оборот проверяемых сетей по итогам 2020 года превышает 4 трлн руб. Окончательные выводы будут сделаны по итогам проверок, а также анализа информации, заявили в ФАС. На дополнительные вопросы в службе не ответили. В «Ленте» заявили: получили уведомление о проверке и предоставляем запрашиваемую информацию. В X5 Group подтвердили начало проверки и добавили, что сотрудники службы запрашивают документы, компания предоставляет. В «Магните» оперативно на вопросы не ответили. ФАС сообщила, что охрана бизнес-центра преграждала проход сотрудников ФАС в здание, где находится офис «Магнита».
По словам источника “Ъ” в рознице, причиной проверок могло стать поручение президента РФ Владимира Путина о представлении квартальной отчетности по ценам на продукты.
Проверки могут коснуться не только сетей, но и поставщиков, чтобы ФАС получила полную информацию по формированию конечной цены на каждом этапе движения продуктов от сельхозпроизводителя до потребителя, говорит собеседник “Ъ”. По его словам, ФАС проведет сегодня совещание с представителями сетей по этим вопросам.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в последнее время основными инициаторами повышения цен были производители, которые сталкиваются с ростом себестоимости из-за увеличения издержек на сырье, упаковку, логистику, заработную плату и пр. Крупнейшие сети отслеживают динамику для товаров группы KVI, которые наиболее чувствительны к цене и влияют на восприятие покупателем общего уровня цен в магазине, но их задача — быть как минимум не дороже, а желательно дешевле конкурентов, поясняет эксперт. Так, некоторые сети вводили мораторий на пересмотр закупочных цен (см. “Ъ” от 2 ноября 2020 года).
По словам эксперта, ФАС удобно получить данные от крупнейших игроков, но для комплексной оценки ситуации стоило бы изучить данные онлайн-касс и отследить каналы, где повышение цен происходит быстрее,— традиционная торговля и небольшие сети.
«Публикация на сайте ФАС релиза с упоминанием публичных компаний в контексте оборотных штрафов за картельный сговор до момента, когда проверки фактически начались, вызывает недоумение. Это крайне негативно влияет на инвестиционный климат и восприятие инвесторами российских публичных розничных компаний»,— указывает господин Бурмистров. На момент публикации GDR X5 на Лондонской бирже снижались на 0,6%, до $33,33, «Магнита» — на 1,27%, до $14,82, «Ленты» — на 0,56%, до $3,11 за расписку.
Это не первое громкое мероприятие ФАС на рынке розничной торговли за последнее время. Во вторник служба начала выездные проверки в отношении ЦУМа и ГК Mercury, а также ряда представительств зарубежных брендов из-за признаков международного ценового сговора на рынке люксовых товаров, в том числе при продаже товаров онлайн. В Mercury позже заявили, что удивлены происходящим, поскольку ФАС проверяла компанию год назад, а основания для проверок Mercury неизвестны.