Закач Европы
«Газпром» начал наполнять свои хранилища
«Газпром» к концу августа сумел найти в своем балансе газ для загрузки экспортных маршрутов в Европу и наконец перевел свои хранилища там в режим закачки. Судя по косвенным признакам, для этого монополии не пришлось снижать темпы заполнения российских ПХГ. Тем временем цены на газ в Европе вернулись к росту, превысив $560 за 1 тыс. кубометров, поскольку заявления о скором вводе «Северного потока» оказали лишь временное влияние на рынок.
«Газпром» с 24 августа перевел в режим закачки все свои подземные хранилища в Европе. В предыдущие две недели компания, вопреки обычной практике, активно выбирала газ из европейских ПХГ для выполнения экспортных контрактов, поскольку поставки газа по газопроводу Ямал—Европа были ограничены из-за последствий аварии на заводе в Новом Уренгое. В результате на 23 августа запасы газа в крупнейших хранилищах компании в Европе — Reden, Jemgum и Katharina в Германии, Haidach в Австрии и Bergermeer в Нидерландах — упали до исторического минимума в 12,8% от проектной мощности (она составляет примерно 11,7 млрд кубометров). Для сравнения, в среднем европейские ПХГ на ту же дату были заполнены на 64,3%.
Однако во второй половине дня 23 августа «Газпром» вдвое — до 64 млн кубометров в сутки — увеличил прокачку по газопроводу Ямал—Европа, приблизив ее к показателям начала месяца, когда на поставках еще не сказались последствия аварии в Новом Уренгое 5 августа. После этого отбор из хранилищ Katharina и Haidach прекратился, сменившись небольшими объемами закачки.
Одной из причин такого решения компании собеседники “Ъ” считают то обстоятельство, что компенсировать снижение поставок подъемом газа из хранилищ уже было невозможно: уровень запасов слишком упал.
Через неделю поставки по газопроводу Ямал—Европа могут вырасти еще до примерно 77 млн кубометров в сутки, так как «Газпром» с сентября снизит прокачку через Украину на 14 млн кубометров в сутки: компания после аварии не стала бронировать дополнительные мощности по этому направлению на сентябрь.
Основной вопрос заключается в том, откуда именно «Газпром» изыскал дополнительный газ: компания могла либо снизить темп закачки в российские ПХГ, либо оптимизировать работу месторождений. При этом есть косвенные признаки того, что ситуация с газовым балансом компании начинает выправляться. Так, 24 августа «Газпром» принял участие как в суточных, так и в месячных (с поставкой в сентябре) торгах на бирже СПбМТСБ. Это произошло несмотря на то, что с 9 августа компания объявила об «ограничении» предложения газа на суточных торгах. На сентябрь было продано около 270 млн кубометров газа, что более чем вдвое меньше, чем в прошлом месяце.
Поскольку продажа газа на бирже в России традиционно имеет низкий приоритет для «Газпрома» при распределении ресурсов сырья, тот факт, что компания в принципе участвовала в торгах, говорит о том, что в сентябре у нее будет свободный газ.
В «Газпроме» комментарий не предоставили.
Тем временем цены на газ в Европе, потерявшие на прошлой неделе около 15% на фоне заявлений «Газпрома» о его намерении запустить газопровод «Северный поток-2» уже осенью, вновь начали расти. Во вторник сентябрьский фьючерс на индекс TTF вырос на 9,6%, до €45,7 МВт•ч (около $560 за 1 тыс. кубометров). Как отмечают аналитики Platts, динамика во многом связана с общим восстановлением сырьевых рынков после того, как властям Китая удалось локализовать очередную вспышку коронавируса. Кроме того, участники рынка осознают, что уровень запасов в европейских ПХГ этой осенью будет настолько низким, что даже при условии ввода «Северного потока-2» и решения проблем «Газпрома» с добычей существующий сейчас дефицит, вероятно, полностью устранить не удастся.