Коньяк сливают из столицы
Выпуск бренда «Киновский» перенесен в Тулу
Газета «Коммерсантъ» №165 от 14.09.2021, стр. 10
Четвертый производитель коньяка в России — Московский винно-коньячный завод «КиН» — приостановил работу площадки на Ленинградском шоссе. Решение принято на фоне политики мэрии по переносу производств за пределы города, а также из-за рисков срыва поставок сырья в связи с соседством с новым жилым комплексом. Выпуск бренда «Киновский» локализован на Тульском винокуренном заводе 1911, что должно сократить издержки и удержать конкурентные цены.
О том, что московский винно-коньячный завод «КиН» (бренды «Киновский», «Старый город») закрывает производство на своей площадке на Ленинградском шоссе, рассказал источник “Ъ” из числа работников предприятия. Об этом слышал и собеседник “Ъ” в крупной алкогольной компании. По их словам, разлив коньяка «Киновский» переведен на Тульский винокуренный завод 1911.
«КиН» основан в 1940 году. По собственным данным, в 2020 году произвел 744,21 тыс. дал напитков, что на 1,31% ниже, чем годом ранее. Выпуск коньяков сократился на 2,27%, до 721,9 тыс. дал. По этому показателю «КиН» занимает четвертое место в России с 8,84% рынка после Ставропольского винно-коньячного завода (входит в ALVISA Group, бренд «Старейшина»), пермского АО «Бастион» (часть Beluga Group) и калининградского «Альянс-1892» (марка «Старый Кёнигсберг»). Основным владельцем «КиН» (88,46%) выступает Давид Ягудаев.
В «КиН» пояснили “Ъ”, что решили приостановить производство на площадке на фоне политики правительства Москвы по переносу производств за пределы города, а также для оптимизации издержек и сохранения конкурентных цен. Кроме того, у завода общий основной подъездной путь с жилым комплексом Aquatoria (возводится Wainbridge Кирилла Писарева, Майкла Белтона и Михаила Сердцева), и его заселение затруднит поставку материалов: «Транспортный коллапс был бы неизбежен, неминуемы были бы жалобы со стороны жителей». В «КиН» подтвердили, что разлив бренда «Киновский» локализован в Туле, отметив, что планируют сохранить место в пятерке крупнейших участников рынка. На тульском заводе “Ъ” не ответили.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз связывает стремление владельцев «КиН» оптимизировать бизнес с ужесточением регулирования отрасли. По его словам, 80% российского коньяка производится из импортных дистиллятов, а принятые в июле поправки к закону об обороте алкоголя допускают использование иностранного сырья только в течение семи лет. Как отмечает эксперт, игроки уже диверсифицируют бизнес, к примеру, «Альянс-1892» начал производство виски. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев отмечает, что переезд заводов из Москвы — общая тенденция, позволяющая сократить в том числе расходы на оплату труда, что актуально на крайне конкурентном коньячном рынке.
По словам источника “Ъ”, площадку на Ленинградском шоссе владельцы «КиН» планируют продать под застройку, покупателем может стать Wainbridge. Собеседник “Ъ” на рынке недвижимости говорит, что продавец оценивает участок в 3 млрд руб., что выше рынка и «отпугивает интересантов». Партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая уверена, что цена будет зависеть от возможности изменить вид разрешенного использования участка под жилье.
В целом локацию и прилегающий район она называет перспективными для комплекса бизнес-класса. Госпожа Литинецкая предполагает, что здесь можно было бы построить 80–85 тыс. кв. м, что с учетом смены правил землепользования обойдется в 200–220 тыс. руб. за 1 кв. м. Стоимость реализации квартир здесь может начаться от 380–400 тыс. руб. за 1 кв. м, апартаментов — от 355–365 тыс. руб. за 1 кв. м, подсчитала Мария Литинецкая. В Wainbridge от комментариев отказались. В «КиН» заявили, что на данный момент участок не продается.