ЧЕ там смотреть-то было
Евро-2020 привлек меньше телезрителей, чем ЧМ-2018
Газета «Коммерсантъ» №122 от 15.07.2021, стр. 10
Россияне смотрели футбольные трансляции чемпионата Европы-2020 хуже, чем проходивший в России чемпионат мира 2018 года, но на уровне Евро 2016 года. При этом внимание к играм с участием российской сборной оказалось ниже, чем во время Евро-2016. Подешевела и реклама в этих трансляциях: в 2016 году начальная стоимость минуты составляла 11 млн руб., на Евро-2020 — 7,5 млн руб., хотя с учетом скидок ее реально покупали по 3–5 млн руб. Но ожидания по продажам тем не менее оправдались, уверяют в агентстве Telesport.
Из трех игр сборной России на завершившемся чемпионате Европы по футболу больше всего телезрителей привлек матч с Данией, закончившийся со счетом 1:4 и выбыванием национальной сборной. Как следует из данных измерителя Mediascope (есть у “Ъ”), эту игру смотрели 10 млн россиян, или 14,1% аудитории (здесь и далее — аудитория старше четырех лет в городах с населением от 100 тыс. жителей). Игру России с Бельгией смотрели 9,4 млн россиян, или 13,2% населения; матч России с Финляндией — 8,7 млн, или 12,3% населения. За финалом чемпионата между сборными Италии и Англии наблюдали 15,4% россиян, или 37% всех телевизионных зрителей.
Евро-2020 проходил с 11 июня по 11 июля, показы матчей поделили «Первый канал», «Россия 1» (входит в ВГТРК) и «Матч ТВ» («Газпром-медиа»). По рейтингам (см. таблицу) трансляции Евро-2020 значительно уступают чемпионату мира по футболу 2018 года, который проходил в России. Так, если рейтинг самой популярной трансляции Евро-2020, финального матча, составил 7,7%, то рейтинг самой популярной игры ЧМ-2018 — России с Хорватией — был почти втрое выше (20,2%).
Самые популярные трансляции Евро-2020
|
открыть таблицу в новом окне
Источник: Mediascope, данные по зрителям старше 4 лет в городах с населением от 100 тыс. жителей.
* Отражает отношение зрителей программы к населению в выбранной аудитории.
** Отражает, сколько людей выбрали программу из числа всех зрителей с включенным телевизором.
На фоне ЧМ-2018, который побил все рекорды телесмотрения спортивных трансляций, Евро-2020 выглядит не очень успешным, отмечает руководитель группы по медиаисследованиям OMD OM Group Евгений Михайлов. Но, добавляет эксперт, всплеск внимания к ЧМ-2018 был обеспечен и за счет людей, традиционно не слишком интересующихся футболом, прежде всего женщин.
В сравнении с Евро-2016 сильного снижения интереса к футбольному событию не произошло: рейтинг финала 2020 года (Италия—Англия) несущественно уступил финалу 2016 года (Португалия—Франция), 7,74% против 7,98%. Зато внимание к матчам с Россией в этом году оказалось ниже, чем к трем ее играм в 2016 году, когда сборная тоже не вышла из группы. Средний рейтинг прямых трансляций группового этапа сократился с 7,1% до 5,9%, отмечает господин Михайлов: «Корреляция интереса к игре нашей сборной зависит от результатов первых матчей — в 2016 году все началось с 1:1 с Англией и ожидания были выше». По сравнению с Евро-2016 на «Матч ТВ» зафиксировали рост смотрения: «это неплохие цифры, которыми мы довольны».
По данным Mediascope, сократился и накопленный аудиторный охват чемпионата. Если хотя бы десять минут всех матчей Евро-2020 посмотрели 32,3 млн россиян, то в 2016 году этот показатель был 37,2 млн. Но статистика не учитывает интернет-аудиторию, подчеркивают в Mediascope. Трансляции игр Евро-2020 на интернет-ресурсах «Первого канала» собрали 50,3 млн просмотров, в том числе 24,9 млн — в прямом эфире, говорит представитель «Первого». Рекорд 2,6 млн просмотров побил матч Россия—Дания. В ВГТРК, которая показывала его на платформе «Смотрим» и получила множество негативных отзывов зрителей из-за прерывавшихся трансляций, не ответили на запрос.
Как рассказали “Ъ” собеседники на рекламном рынке, стартовая стоимость минуты рекламы в трансляциях Евро-2020 на «Первом» и «России 1» составляла 7,5 млн руб., такую цену установило агентство Telesport. Столько же стоила минута на ЧМ-2018, но это примерно на треть ниже, чем на Евро-2016, когда минута стоила 11 млн руб. Финальная стоимость и скидка формируются исходя из объема закупки и категории бренда, и реальная цена на нынешнем турнире составляла 3–5 млн руб., уточняет собеседник в крупном агентстве.
В Telesport “Ъ” заявили, что не сравнивают цены на рекламу в трансляциях Евро-2020 с ЧМ-2018, поскольку это был домашний чемпионат, «который не может стоять в одном ряду с другими, казалось бы, похожими событиями». По словам владельца Telesport Петра Макаренко, с учетом рыночной ситуации реклама в трансляциях была продана по средневзвешенной цене и «ожидания по продажам оправдались».