Группа «Аэрофлот» налетала на минус
Ей прогнозируют сохранение убытков по итогам года
Группа «Аэрофлот» по итогам первого полугодия получила 27,7 млрд руб. чистого убытка по МСФО, сократив этот показатель более чем вдвое. В компании отметили, что улучшить результаты смогли благодаря росту внутренних авиаперевозок. При всей благоприятной динамике, отраженной в отчетности, аналитики сомневаются, что группа сможет выйти в прибыль ранее 2022 года: в этом году максимум, чего удастся добиться,— это обнуления убытка. От самой авиакомпании «Аэрофлот» аналитики ожидают нулевых результатов по итогам года и прибыли свыше 10 млрд руб. в 2022 году.
Чистый убыток группы «Аэрофлот» за первое полугодие снизился на 52,4% — с 58,27 млрд руб. годом ранее до 27,7 млрд руб., следует из ее отчетности по МСФО (.pdf). За второй квартал этот показатель сократился на 92,8%, до 2,59 млрд руб. Выручка за полугодие увеличилась более чем на 30%, до 195 млрд руб., выручка от пассажирских перевозок — на 38%, до 165 млрд руб., EBITDA — в 3,7 раза, до 41,58 млрд руб. При этом операционные расходы компании выросли почти на 8%, до 210,5 млрд руб. Чистый долг увеличился на 1,7% и превысил 669 млрд руб.
В «Аэрофлоте» отметили, что определяющим фактором снижения убытка, «несмотря на давление на доходные ставки, стал внутренний рынок».
Во втором квартале группа увеличила пассажиропоток на внутренних линиях на 13,7% по сравнению со вторым кварталом доковидного 2019 года, отмечают в авиакомпании.
Сохранение убытка — результат ожидаемый: отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом, выход из которого займет годы, говорит аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. Результат по году вряд ли будет принципиально лучше, считает он, сомневаясь, что авиакомпания выйдет в прибыль: «Хорошим результатом было бы дальнейшее сокращение убытков, приближение к нулю». Позитивно повлиять на ситуацию, отмечает эксперт, могут итоги третьего квартала, который традиционно считается наиболее прибыльным для авиакомпаний.
Некоторые аналитики ожидали лучших результатов по итогам полугодия или, по меньшей мере, второго квартала, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин. Однако, отмечает он на примере бумаг авиакомпании «Аэрофлот», в понедельник они прибавили 0,6%, обновив двухмесячный максимум, «что отражает умеренный оптимизм инвесторов относительно среднесрочных перспектив компании и всей авиаотрасли на фоне непростой эпидемиологической ситуации во многих регионах мира». Прогнозы рынка, предполагающие убыток авиакомпании по итогам года на уровне 44 млрд руб., представляются избыточно негативными, соглашается аналитик «Фридом Финанс» Александр Осин: «Базовый сценарий для чистого финансового результата компании на текущий год близок к нулевому, в следующем году рынок ожидает от компании прибыли на уровне 11 млрд руб.».
«Результаты оказались лучше, чем мы ожидали,— отмечает старший аналитик Sova Capital Матвей Тайц.— Рост долга можно считать закономерным явлением в условиях медленного роста флота». Дополнительным фактором сокращения убытка группы стал высокий уровень доходности на международных направлениях, говорит он. По итогам года Sova Capital прогнозирует чистый убыток группы на уровне 30 млрд руб., чистый долг — 668 млрд руб. Единственный шанс выйти в прибыль, по мнению аналитика, ей даст взрывной рост международных перевозок в четыре раза.
По году «Аэрофлоту» не удастся выйти в прибыль — на него приходилась слишком большая доля, около 50%, международных перевозок, соглашается аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. Единственные крупные перевозчики, кому это удалось во втором квартале — Utair и «Уральские авиалинии»,— изначально были более ориентированы на внутренний рынок, отмечает она. По ее мнению, с учетом восстановления перевозок прибыльным для «Аэрофлота» может стать 2022 год.