Новые KPI оценили забастовкой
Почему работники Wildberries недосчитались зарплаты
«Коммерсантъ FM» от 16.09.2021, 10:28
Сотрудники крупнейшего онлайн-магазина Wildberries объявили забастовку из-за новых правил оплаты труда. 15 сентября в интернете появилась петиция работников некоторых пунктов выдачи заказов с требованием доплатить им зарплату. Они утверждали, что по итогам августа некоторые сотрудники недополучили от 10 тыс. руб. до 40 тыс. руб. из-за обновленных правил мотивации менеджеров. Работники грозились продолжить забастовку, если компания не пойдет на их уступки. Что на это сказали в Wildberries? И чем примечателен этот случай? Расскажет Владислав Викторов.
В комментариях под петицией, которая появилась 15 сентября на сайте change.org, люди рассказывали, как тяжело им работается в пунктах выдачи. Сотрудникам приходится трудиться по 16 часов, причем не только выдавать заказы и принимать возвраты, но еще и следить за чистотой, объяснять клиентам, как правильно сдавать товары. И когда некоторые из них недосчитались нескольких десятков тысяч рублей, дошло до бойкота. За несколько часов петицию подписали около 2 тыс. человек.
Компания отреагировала вечером. Как пояснил представитель онлайн-ритейлера Валерий Прокопьев, проблема возникла из-за новых правил оценки эффективности работников. Но трудности, по его словам, коснулись небольшого количества сотрудников, которым в компании обещали помочь: «Этим летом были введены новые KPI в компании. В результате доход сотрудников точек выдачи стал выше примерно на 5-10%, так как новые KPI учитывают вклад каждого сотрудника. Около 90% работников получили повышенный доход за август. Доход 10% сотрудников оказался меньше. Мы находимся в диалоге с нашими коллегами, разъясняем им новый KPI. Во время переходного периода сотрудникам будет произведена доплата до их среднего дохода уже в ближайшее время».
Случай с работниками Wildberries не первый в России, когда персонал вынужден объявлять забастовки из-за новых правил начисления зарплаты. Летом 2020 года забастовку объявили курьеры сервиса доставки еды Delivery Club. Тогда компания ввела систему штрафов для доставщиков, которые часто отказываются от заказов. В итоге некоторые из курьеров оказались еще и должны сервису. По оценкам профсоюза, Delivery Club недоплатил порядка 26 млн руб., и речь шла примерно про 300 человек.
Вот что говорили тогда сами курьеры: «Постоянно обещают, что заплатят на этой неделе, потом сроки переносят на следующую. Так продолжается уже два месяца. У людей нет денег на еду. На эти пустые слова в магазине ничего не купишь. Нам нужные реальные деньги, которые мы зарабатывали потом и кровью. Вы говорите, неделя, но меня через неделю будут выгонять из дома, и тогда я приду жить в ваш офис».
В итоге через несколько дней после объявления забастовки курьеры пришли к офису Mail.ru Group, которой принадлежит сервис, и устроили там стихийную акцию. В компании тогда тоже пошли на уступки сотрудникам, пообещали доплатить и пояснили, что просрочку допустила фирма-партнер, с которой организация должна была расторгнуть договор.
Тем не менее на разрешение этого конфликта потребовалось несколько дней. А в случае с Wildberries ответ последовал молниеносно, обращает внимание гендиректор агентства PRT Edelman Глеб Сахрай. По его словам, если бы компания промедлила, то потери могли быть не только имиджевыми: «Сейчас много говорят о том, что роботы заменят курьеров, сотрудников на складах, но случится все это очень нескоро.
Чем больше e-commerce бизнес, тем сильнее он зависим от людей, работающих на складах, а их тысячи и тысячи. Компании прекрасно понимают, что это их самое слабое звено.
Поэтому несколько дней назад, например, даже Amazon, который славится своей жесткостью, выделил $2 млрд на то, чтобы бесплатно учить своих сотрудников. Чем быстрее реакция, тем меньше потери. И потери выражаются не с точки зрения имиджа, а именно из-за ухода, увольнения сотрудников с данных позиций».
Впрочем, судя по комментариям под петицией, не всех сотрудников устроило заявление Wildberries. Пользователи отмечают, что на самом деле пострадавших гораздо больше, чем заявленные 10%, и призывают ритейлера не просто доплатить им, но и пересмотреть новые KPI из-за которых, по их словам, теперь самый загруженный и популярный у клиентов пункт считается неэффективным. К слову, в случае с Delivery Club, после, казалось бы, разрешения конфликта, через пару месяцев курьеры вновь стали жаловаться на недостачу. Не исключено, что и с Wildberries история на этом не закончится.