То же такси, только в профиль
Столичные и подмосковные власти запустили новую систему для контроля водителей таксомоторов
Власти Москвы и Подмосковья запустили с 14 августа информационную систему по мониторингу работы таксистов. Каждый водитель теперь обязан иметь «цифровой профиль», привязанный к порталу госуслуг: через него власти будут следить за передаваемыми заказами, проверять документы, отслеживать случаи переработки. О нарушениях мэрия сообщит в прокуратуру. Правовых оснований для введения новых правил нет, отмечают эксперты, а рост тарифов для потребителя возможен.
С 14 августа, согласно разъяснениям столичных и подмосковных властей, агрегаторы заказов должны передавать заказы только водителям, у которых есть «личный идентификатор» (ID), привязанный к цифровому профилю в комплексной информационной системе «Аналитика работы такси» (КИС АРТ). Профиль, оформляемый через портал госуслуг, содержит информацию о водительском удостоверении, разрешении на перевозку пассажиров, штрафах, прохождении предрейсового медосмотра и другие данные.
Одна из задач системы — исключать переработки, пояснили в дептрансе Москвы.
Режим труда и отдыха водителей, напомним, установлен приказом Минтранса и нормами ПДД: продолжительность ежедневной работы не должна превышать 10–12 часов, но таксисты работают по 18–20.
В 2019 году вице-мэр Москвы Максим Ликсутов анонсировал систему для ограничения доступа к заказам нарушителей. Тогда речь шла о создании цифрового «шлюза» между агрегаторами и таксистами, который блокировал бы передачу заказов в случае выявленных фактов переработки. В созданной КИС АРТ о блокировке передачи заказа речи не идет: система лишь фиксирует нарушения. Из объяснений дептранса следует, что агрегаторы добровольно подключились к системе (с ними подписано соглашение) и согласились не передавать заказы нарушителям или водителям без ID. Если заказ все-таки будет передан в нарушение договоренностей, дептранс пожалуется в прокуратуру. «Отвечать за это будет как таксопарк, так и сам водитель»,— заявили в ведомстве.
Глава центра компетенций АНО «Международный евразийский форум «Такси»» Станислав Швагерус говорит, что 40% таксистов Московского региона — мигранты, поэтому значительная часть водителей, не сумев оформить по тем или иным причинам ID, например из-за просроченных прав, отсутствия необходимого для госуслуг СНИЛСа и т.д., с рынка уйдет. «Освободившиеся места займут другие водители, которые выполняют требования и имеют необходимые документы»,— считает эксперт.
Систему цифровых профилей планировалось запустить с 1 августа, но старт был отсрочен, как говорили в дептрансе, по «многочисленным просьбам бизнеса». Транспортная ассоциация «Тама», в частности, жаловалась на то, что ИП не успеют подать документы. Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта «Таксист» направлял письмо в адрес премьера Михаила Мишустина, в котором предупреждал о «коллапсе» из-за сложностей с регистрацией в системе. Организация заявляла, что правовой основы для введения новых обязанностей для таксистов нет. Отметим, дептранс при запуске КИС АРТ ссылается на решение антитеррористической комиссии Москвы.
По последним данным, ID в системе получили почти 80 тыс. таксистов, что составляет 60% от числа всех выданных в Москве и области разрешений для такси.
Однако, пояснили “Ъ” в дептрансе, значительная часть разрешений выдана на машины, которые на дороги не выезжают, а все активные таксисты региона в КИС АРТ уже зарегистрированы. «Благодаря системе профилей со временем мы сформируем базу проверенных и высококлассных водителей такси на территории города,— пояснили в пресс-службе ведомства.— Рынок очистится, это сократит время простоя у тех, кто работает по закону». Новая система, отметил Максим Ликсутов, является для водителей «гарантией понятной и прозрачной системы труда и заработка». «Любой общественный транспорт должен быть безопасным и комфортным для пассажиров, и такси — не исключение»,— добавил вице-губернатор Московской области Игорь Тресков.
В «Яндексе» говорят, что компания «информирует партнеров о том, что такое КИС АРТ и как зарегистрироваться в системе таксопаркам и водителям»: «интеграция КИС АРТ проходит постепенно, с возможностью адаптации водителей под новые условия работы». «На текущий момент партнеры и их водители все еще находятся в активном процессе регистрации в системе,— добавляют в «Ситимобиле».— Мы помогаем водителям, подключенным к сервису, пройти регистрацию и получить цифровой профиль».
«Решение антитеррористической комиссии не имеет никакого подкрепления в федеральном законодательстве, агрегаторов вынудили подписать соглашение с Москвой,— говорит источник “Ъ” на рынке.— Нигде не регламентировано отстранение водителя от перевозок при отсутствии профиля в КИС АРТ. Водитель имеет право подать в суд за такое отключение. Для того чтобы запустить систему, нужно ввести изменения на законодательном уровне». Напомним, и понятия «агрегатор» сегодня де-юре не существует — необходимый закон Госдума не может принять более пяти лет (“Ъ” рассказывал об этом).
Несмотря на заявления мэрии, заявил “Ъ” глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин, подключиться к системе по-прежнему сложно, это может занять от суток до недели.
Из-за этого, прогнозирует эксперт, может сократиться количество машин на линии, что приведет к увеличению времени ожидания такси и, как следствие, к росту тарифов. В «Яндексе» считают, что нужен переходный период для внедрения системы, чтобы «водители не остались без работы, а их пассажиры — без возможности заказать такси».
В день запуска системы дептранс Москвы заявил, что время подачи автомобиля и стоимость поездки «находятся в норме». В ведомстве уверены, что ввод системы не повлияет на рынок: «цены и количество машин должны остаться на прежнем уровне».