Власти чинят ремонтные препоны
Производителей техники обязали делиться запчастями
«Коммерсантъ» от 01.09.2021, 14:37
Производители техники делают все возможное, чтобы пользователям приходилось чаще покупать у них новый товар, а не чинить старый. Так как законы десятилетиями защищали права корпораций, отремонтировать смартфон или холодильник без вмешательства производителя стало практически невозможно. Но в текущем году власти начали бороться с этой практикой.
Смартфоны падают в воду, холодильники перестают морозить, а стиральные машины все так же стабильно затапливают чьи-то ванные или кухни. Во всех этих случаях владельцы техники сталкиваются с одной и той же проблемой — самостоятельно починить ее практически невозможно. При этом зачастую не могут помочь и те, кто занимается ремонтом профессионально. А все потому, что производители очень дорожат своими клиентами и не хотят их никуда отпускать.
Производители бытовой и прочей техники делают так, чтобы люди не просто покупали их товар, но и оставались их клиентами как можно дольше.
Для этого у них есть два варианта: либо подтолкнуть к покупке нового устройства, изначально делая его не слишком долговечным, либо оставить за собой эксклюзивное право на ремонт той техники, которая уже была приобретена.
Так, например, владельцы гаджетов Apple знают, что отремонтировать смартфон или ноутбук можно либо в центрах самой компании, либо в сертифицированных ею же сервисных центрах. При этом стоимость такого ремонта может оказаться сопоставимой или даже выше цены за новый гаджет.
Решением могли бы стать независимые ремонтные мастерские. За свои услуги они берут ощутимо меньшие деньги. Но и они далеко не всегда в состоянии помочь клиенту. Дело в том, что производители техники тщательно скрывают данные о том, как устроен их гаджет (в этом им помогают законы о защите интеллектуальной собственности), а также не продают запасные части для техники, которыми могли бы воспользоваться для починки гаджета как сами пользователи, так и независимые ремонтники.
Несмотря на недовольство потребителей, ситуация с ремонтом техники десятилетиями не менялась.
Однако в 2021 году власти разных стран решили встать-таки на сторону потребителей — в мире появляется все больше инициатив и законов, относящихся к движению «Право на ремонт».
Первой европейской страной, решившей покончить с абсолютным контролем производителей бытовой техники над сферой ремонта, стала Франция. С 1 января здесь действует новая система маркировки товаров: производители пяти категорий товаров обязаны предоставлять властям данные о том, как можно починить их устройство и насколько легко это сделать. Исходя из этого каждому товару выставляется оценка ремонтируемости (от 0,0 до 10,0 балла), которая теперь красуется на прилавках и в онлайн-магазинах непосредственно рядом с ценником.
Пока под действие нового закона подпадают только смартфоны, ноутбуки, телевизоры, стиральные машины и газонокосилки.
Оценка выставляется на основании наличия инструкции и документов на ремонт, легкости разборки техники, наличия запасных частей на рынке, а также цен на них. Пятый критерий зависит от особенностей конкретного продукта. Например, в случае со смартфонами и ноутбуками это может быть доступность обновлений программного обеспечения.
Цель этой системы — подсказать клиенту еще на стадии выбора товара, насколько легко ему будет починить его в случае поломки.
Очевидно, что потребители не захотят брать технику с низкой оценкой, чтобы избавить себя от возможных проблем в будущем. Это в свою очередь подстегнет производителей сделать процесс ремонта как можно более доступным для граждан и сторонних сервисов.
Этот мусор содержит тяжелые металлы и соединения, включая мышьяк, свинец, ртуть и кадмий, которые, если их не утилизировать надлежащим образом, могут подвергнуть население риску рака, врожденных дефектов и мутаций.
Кроме того, производство и поставка новых устройств для замены тех, которые нельзя было починить, не говоря уже о добыче необходимого сырья, требуют дополнительного расхода энергии. А это лишние выбросы парниковых газов, ответственных за глобальное потепление.
Европарламент еще в 2017 году одобрил рекомендацию для правительств стран—членов ЕС принимать законы, которые защитят право граждан на ремонт техники. А в октябре 2019 года был принят закон, который с 2021 года обязывает всех производителей бытовой техники (пока что это только осветительные приборы, холодильники, стиральные и посудомоечные машины) продавать запчасти к конкретной модели в течение десяти лет с момента ее выпуска.
Согласно новым правилам, с 1 июля 2021 года производители бытовой и производственной техники (список приборов оказался значительно шире, чем в аналогичном европейском законе) обязаны обеспечить гражданам доступ к запчастям в течение десяти лет с момента выпуска устройства.
Это, рассчитывают власти Британии, поможет сэкономить около 21,5 ТВт•ч энергии к 2050 году.
Первые шаги в этом направлении делают и власти США. В июне в Конгресс был внесен законопроект «о честном ремонте», который требует от производителей электроники предоставлять третьим лицам информацию об устройстве и способе его ремонта, а также возможности для диагностики, поддержания и ремонта устройства. А 9 июля Джо Байден подписал указ о стимулировании конкуренции в американской экономике. В нем президент США призвал Федеральную торговую комиссию «упростить и удешевить ремонт принадлежащих потребителям предметов, наложив ограничения на производителей, запрещающих самостоятельный ремонт или ремонт их продукции третьими лицами».
В Австрии и Германии местные власти пошли несколько иным путем: проблему ремонта техники они решают с помощью денежных компенсаций, выплачиваемых владельцам. Обычно это до €100 на ремонт или до 50% суммы заказа. Такая практика существует в ряде земель и городов уже несколько лет. А с 2022 года уже все жители Австрии смогут получить от государства до €200 на починку электронной техники и гаджетов.
Наконец, в России власти тоже озаботились проблемой излишнего количества мусора в виде бытовой техники и электронных устройств. Министерство природы в июне этого года предложило определить список техники, для которой производители обязаны будут обеспечить запчасти. Кроме того, российские власти рассматривают возможность введения либо ответственности компаний-производителей техники за ее утилизацию, либо утилизационного сбора.