Украина отработает топливо

Украина отработает топливо

Вывоз ОЯТ в Россию решено прекратить

Правительство Украины одобрило программу обращения с отработавшим ядерным топливом украинских АЭС до 2025 года. Ее объем — около $333 млн, из которых $52 млн составят кредиты американских банков. Деньги нужны для строительства собственного хранилища облученного топлива с трех работающих АЭС мощностью 8 ГВт. После запуска нового хранилища уже в текущем году Украина перестанет возить старое топливо в Россию и сэкономит на этом $200 млн в год, предупреждают в Киеве. Но проблему утилизации ОЯТ после хранения страна пока не решила.

Правительство Украины утвердило госпрограмму обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) украинских АЭС до 2025 года. Объем программы составит около 8,9 млрд гривен (примерно $332,6 млн по текущему курсу), большая часть из которых будет направлена на продолжение строительства и эксплуатацию нового Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ). 7,5 млрд гривен ($280 млн) из объема программы профинансирует из своих средств НАЭК «Энергоатом» (оператор АЭС Украины). Еще 1,4 млрд гривен (около $52,2 млн) — кредитные средства.

«Энергоатом» привлекает заемные средства под госгарантии в рамках кредитного договора, заключенного в 2017 году с американским банком Central Storage Safety Project Trust. Объем кредитования — $250 млн со сроком возврата 20 лет по ставке 6,83% годовых, госпредприятие возвращает средства за счет выручки от поставки электроэнергии с АЭС.

Цель строительства собственного хранилища — сократить расходы на вывоз ОЯТ в Россию.

Всего на Украине четыре АЭС «российского» дизайна на 13,8 ГВт. У Запорожской АЭС (6 ГВт) есть свое хранилище для ОЯТ. Остальные три — Ровенская (2,8 ГВт), Южно-Уральская (3 ГВт) и Хмельницкая (2 ГВт) — отправляют его в Россию. Киев, по его данным, тратит на вывоз ОЯТ в РФ по $200 млн в год. «Теперь эти деньги будут поступать на технологическое развитие наших АЭС»,— заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. “Ъ” направил запрос в «Росатом».

Строительство ЦХОЯТ под хранение отработавшего топлива с трех АЭС началось в 2017 году в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Первый пусковой комплекс стоимостью 2 млрд гривен построен в конце 2020 года, еще 14 планируется запустить к 2040 году. ОЯТ будут доставлять в хранилище по железной дороге — для этого восстанавливается участок Вильча—Янов протяженностью 43 км. ОЯТ будет храниться в контейнерах по «сухой» технологии американской компании Holtec. Срок хранения — до 100 лет. Проектная мощность ЦХОЯТ — 16,53 тыс. тепловыделяющих элементов, чего должно хватить на весь срок работы украинских реакторов.

Украина также пытается снизить зависимость от поставок российского топлива.

С 2014 года Киев постепенно заменяет топливо на сборки, произведенные американской Westinghouse на заводе в Швеции, сейчас его используют на шести из 13 украинских энергоблоков ВВЭР-1000. Но в структуре расходов на топливо доля российских сборок больше: так, в 2019 году Украина закупила, по данным Госслужбы статистики страны, топливо на общую сумму около $397 млн, из которых 60,7% этой суммы ($240,91 млн) приходится на российские сборки. В ТВЭЛ (топливный дивизион «Росатома») сообщили “Ъ”, что российское топливо поставляется на все АЭС Украины, контракт действует до конца срока их эксплуатации.

Однако пока непонятно, что Украина будет делать с облученными сборками после хранения. Строительство «сухого» ЦХОЯТ не решит проблем в вопросе обращения с ОЯТ, это промежуточное решение, считает главный редактор AtomInfo.ru Александр Уваров. «Киев, по сути, перекладывает проблему на плечи своих потомков»,— говорит он, считая это решение отчасти политическим. Перспективнее направлять ОЯТ на переработку, подчеркивает эксперт, ведь в нем есть ценные элементы, в том числе уран и плутоний, которые можно использовать повторно.

Полина Смертина

От admin